Литература

В Детско-юношеском центре Душанбе познакомились с творчеством Карла Брюллова

Compressed file

10 декабря в Детско-юношеском центре г. Душанбе состоялась виртуальная экскурсия «Классицизм и романтизм Карла Брюллова» из цикла «В гостях у Русского музея», посвящённая 220-летию со дня рождения великого русского художника-монументалиста, единственного русского художника, удостоенного при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора, автора более двухсот парадных и камерных портретов.

В мероприятии, организованном представительством Росотрудничества в Таджикистане, приняли участие школьники, занимающиеся в различных творческих кружках, учащиеся столичных школ, которые с интересом слушали рассказ о гениальном художнике, умевшем, по словам искусствоведов, уже в юношеские годы «придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам петербургской Академии художеств».

Получив первые уроки живописи в семье, у отца – скульптора французского происхождения Павла Брюлло, мальчик в своих юношеских упражнениях выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка. Позже Брюллов вспоминал, что способность «опрятно рисовать» у него родилась благодаря детским упражнениям.

Compressed file

Интерес у ребят вызвал тот биографический факт, что преподаватели раньше других позволили Брюллову писать собственные полотна, в то время как его сверстники ещё копировали учительские картины, в том числе и первую самостоятельную работу юного Карла «Гений искусства», ставшую образцом для учебного копирования в натурном классе. Вскоре, в 1819 году, Брюллов написал и свою первую живописную картину - «Нарцисс, смотрящийся в воду». Эта работа принесла ему Малую золотую медаль.

Благодаря содержательной мультимедийной лекции и видеороликам ребята смогли поближе познакомиться с творческой биографией именитого художника, с историей создания таких всемирно известных его картин, как «Всадница», написанная в Риме и восторженно встреченная итальянскими критиками, парные жанровые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень».

Compressed file

С особым вниманием и восторгом слушатели встретили одно из самых масштабных произведений Карла Брюллова - «Последний день Помпеи», для написания которой живописец посетил развалины итальянского города Помпеи, погибшего при извержении вулкана Везувия в 79 году до н.э., осмотрел раскопки, сделал наброски. Над этой монументальной картиной Брюллов работал почти шесть лет, и именно за эту работу его назвали «первой кистью государства».

В 1843 году Брюллов расписал купол площадью более 800 квадратных метров только что построенного Исаакиевского собора. Стоя на лесах, художник шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!». Однако в помещении было влажно, прохладно, гуляли сквозняки, к тому же в храме тесали мрамор и гранит и в воздухе стояла мелкая пыль, в результате чего Брюллов серьёзно заболел, и роспись купола заканчивал художник Петр Басин.

Compressed file