Образование

Видеоконференция по вопросам функционирования и преподавания русского языка в новых условиях

Compressed file

15 мая сотрудники Учебно-методического центра русского языка РЦНК г. Душанбе приняли участие в XXV международной научно-практической видеоконференции «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания», организованной представительством Россотрудничества в Венгрии и посвящённой актуальным вопросам, связанным с поиском оптимальных методик обучения русскому языку как иностранному в меняющихся условиях, в том числе в режиме онлайн.   

Приветствуя участников конференции, которыми стали представители научного и педагогического сообщества разных стран Европы и Азии (Россия, Венгрия, Белоруссия, Молдова, Болгария, Германия,  Словакия, Чехия, Египет, Франция, Польша Казахстан, Таджикистан и др.), руководитель представительства Россотрудничества в Венгрии Эдуард Соколов выразил надежду на то, что в таком виртуальном формате ежегодно проводимая конференция в Будапеште по проблемам обучения русскому языку «проходит первый и последний раз, и уже в следующем году все её участники  могут встретиться в гостеприимном РЦНК в Будапеште на XXVI конференции».

Compressed file

Говоря о целях научного форума, он отметил, что обучение русскому является одним из приоритетных направлений деятельности  Россотрудничества и его зарубежных представительств, и выразил особую благодарность соорганизатору конференции – Научно-исследовательскому и методическому центру русистики Университета им. Л. Этвеша,  его  заведующей Жужанне  Димеши, заверив, что материалы нынешней видеоконференции будут опубликованы в 34-м «Вестнике», который  входит в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). 

С содержательной презентацией «Формы педагогического эдьютеймента в условиях создания русской языковой  онлайн-среды» выступила д.п.н., профессор, зав. кафедрой довузовского обучения РКИ МПГУ,  Директор центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена Хамраева Елизавета Александровна (Москва, Санкт-Петербург), известная русистам разных стран как автор авторитетных учебников РКИ и учебных линий по русскому языку и литературному чтению для детей-билингвов.

Хамраева подробно и наглядно представила вниманию участников конференции сущность педагогического эдьютеймента, которым в настоящее время означают всевозможные формы образования без принуждения, игровые технологии обучения, дидактические уроки игровых инноваций. 

Она рассказала об эдьютейменте как «системе непрямого, опосредованного обучения», которая экстраполируется и на курсовое обучение русскому языку как иностранному, в том числе через создание цифровой среды обучения, и привела яркие примеры успешных проектов, осуществляющихся в этом направлении («Русский консультант» и др.).

Онлайн-обучение русскому языку Е.А. Хамраева охарактеризовала как доступное в любых условиях, без границ в часовых поясах, призвав коллег-педагогов в разных странах задуматься над этим вопросом, поскольку, по её словам, «нам многое в этой области предстоит открыть».  

Compressed file

В пленарной части видеоконференции выступил чл.-корр. РАН, д.э.н., профессор,  директор Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, зав. кафедрой демографической и миграционной политики МГИМО Сергей Рязанцев с ярким докладом-презентацией «Эмиграция из России в страны Восточной Европы: тренды и социально-демографическая структура».

Затем работа конференции продолжилась в секциях («Комната I» и «Комната 2»). В первой секции (модератор – сотрудник представительства Россотрудничества в Венгрии Уразбекова Алина Айжарыковна) большой интерес специалистов УМЦ РЯ РЦНК г. Душанбе вызвал научно-методический доклад, посвящённый развитию коммуникативных и когнитивных навыков в группе иностранных студентов с разным уровнем владения русским языком (доцент Новосибирского государственного педагогического университета, д.ф.н.  Лаппо Марина Александровна), в котором были проанализированы причины типичных речевых ошибок студентов, изучающих русский язык как неродной и иностранный, а также сугубо научный доклад на тему «Ключевые слова текущего момента мировой повестки дня: особенности национального восприятия», сделанный учёными-русистами СПбГУ Н.А. Прокофьевой и Е.А. Щегловой.

Интересные примеры, взятые из Национального корпуса русского языка, прозвучали в докладе «Взаимоотношение языковой и научной картин мира в образе мозга», с которым выступила Варга Эва Каталин, Ph.D. (Университет им. Семмельвейса, Венгрия).       

С докладами в первой секции (Комната 1) по вопросам методики преподавания РКИ, лингвистических исследований и возможностей их использования в практике преподавания РКИ, а также по проблемам литературоведения, лингвокультурологии и художественного перевода, билингвизма в России, ближнем и дальнем зарубежье, выступили учёные-филологи, представляющие ведущие вузы России, Венгрии, Франции, Болгарии, Чешской Республики, Казахстана, Польши, Белоруссии и др.

Доклады, прозвучавшие во второй секции (Комната 2), были посвящены роли русского языка в формировании и развитии русскоязычных сообществ «в Европе в целом и в Венгрии в частности».