Образование

Просветительская акция «Открытая лабораторная» в филиале МГУ им. М.В. Ломоносова в Душанбе

16 февраля в лицее Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Душанбе по инициативе представительства Россотрудничества в Таджикистане была создана площадка по проведению глобальной акции «Открытая лабораторная», приуроченной ко Дню российской науки и организованной АНО «Лаборатория просветительских проектов (г. Москва).

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился координатор проектов представительства Россотрудничества в Таджикистане Никита Быховский, который отметил, что глобальная просветительская акция «Открытая лабораторная», на которой каждый желающий проверяет свою естественно-научную грамотность, призвана пробуждать и поддерживать интерес к науке у молодёжи, направлена на популяризацию достижений российской науки среди студентов и школьников.

Шестьдесят  ребят, учащихся 7-го, 10-11-х классов лицея, охотно приняли участие в предложенной занимательной викторине, целью которой была проверка знаний по физике, химии, географии, биологии, литературе (вопросы - на русском и английском языках). Вопросы акции не требовали специального образования и специальных знаний, а только критического (самостоятельного, конструктивного, инициативного) мышления и логики.

После написания «лабораторной», когда все учащиеся лицея собрались в актовом зале,   учёные завлабы - кандидат химических наук Матвеев В.М., учитель физики Вячеслав Дастури, учитель биологии Джамиля Обидова - дали развёрнутые ответы на 25 вопросов об  удивительном мире, который нас окружает. К примеру, были развенчаны  мифы, касающиеся широко распространённого мнения о том, что нервные клетки не восстанавливаются, или о том, что, идя по красной стрелке компаса, можно попасть в самую северную точку Земли и т.п.

Учащиеся, которые не смогли стать участниками  акции,  также расширили свою информированность по многим естественно-научным вопросам и литературе. По итогам «Открытой лабораторной» были определены победители - лицеисты, сумевшие ответить на большинство вопросов. Они были награждены «звёздными»  дипломами и  Дипломами лаборанта.

«Звёздные» победители получили от «Лаборатории просветительских проектов»  призы – научно-популярные книги по физике, биологии, механике, литературе: электронную научно-популярную книгу «HОМО RОВОТIСUS. Люди и машины. В поисках взаимопонимания» Джона Маркоффа, а также познавательную книгу «Кто мы такие?», в которую вошли лучшие статьи известного учёного и популяризатора науки Роберта Сапольски о человеке во всём его потрясающем многообразии. В книге поднимаются главные вопросы естествознания, включая влияние генов и среды на поведение, социальные, политические и другие предпосылки поведенческой биологии и роль общества в формировании личности; автор блестяще соединяет передовые научные открытия с ироничными и мудрыми наблюдениями о невообразимой сложности бытия.

Заведующие лабораторией были отмечены благодарственными письмами организатора акции «Открытая лабораторная» Евгением Насыровым  и заведующей лицеем Ниязовой Лолой Нозильевной. Большую помощь в организации площадки и проведении акции в лицее Филиала МГУ в г. Душанбе оказала методист лицея Ирина Викторовна Щаснович.

Заметим, что принципиальным отличием «Открытой лабораторной» от других массовых просветительских акций («Тотальный диктант», «Географический диктант», «Большой этнографический диктант» и др.) является то, что участник сразу узнаёт свой результат, а также получает много новых сведений об устройстве окружающего мира. Таким образом,  даже если участник не знал правильный ответ, то в процессе мероприятия он его узнает, а также получит возможность задать дополнительный вопрос и, возможно, поспорить.