Русский язык

Душанбинские школьники познакомились с «Родным словом» Константина Ушинского

Compressed file

19 июня в РЦНК г. Душанбе состоялось открытое интерактивное занятие на курсах русского языка «Учебная книга для детей и родителей “Родное слово” Константина Дмитриевича Ушинского», посвящённое 155-летию выхода первого учебника русского языка для начальной сельской школы России, а также 195-летию со дня рождения выдающегося русского педагога и писателя, основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского.

Compressed file

Учащиеся ряда душанбинских школ (СОУ № 8, 20, 28, Президентский лицей-интернат и др.) узнали много интересного об истории создания учебной книги «Родное слово», рассказали наизусть и выразительно прочитали известные сказки, рассказы и прибаутки, которые либо сочинил, либо пересказал Константин Дмитриевич и которые вошли в учебную книгу.

Ученики столичных школ рассказали замечательные сказки, созданные в задушевной, трогательной манере, интересные и поучительные: «Медведь и бревно», «Два козлика», «Четыре желания», «Жалобы зайки» и др.

Compressed file

Участники мероприятия услышали увлекательный рассказ преподавателей русского языка и ведущих о годах учёбы Кости Ушинского в гимназии, директор которой И.Ф. Тимковский – писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, о работе будущего учёного преподавателем русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а затем в Смольном институте благородных девиц.

Compressed file

Ушинский любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно, потому что учебники тогда были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось заучивать их наизусть. «И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы: «Родное слово» и «Детский мир», которые были совсем не похожи на прежние скучные пособия. В свои книги Ушинский поместил сказки – некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, – о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх, про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, – всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе – труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Compressed file

Вместе со своим другом, молодым учителем Модзалевским, Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые очень легко запоминались.  Книги Ушинского открывали детям тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого и таинственного.

Compressed file

Ребята, принявшие участие в мероприятии, узнали, что по книге Ушинского «Родное слово» учились многие поколения, что это не только серьёзная научная книга, но и в полном смысле слова народная книга, которая на протяжении 50 лет до Октябрьской революции выдержала 146 изданий и распространилась по школам в миллионах экземпляров. Она приобщала детей не только к научному и художественному языку, но и к тому богатству языка, которым владел народ.

Compressed file

«Родное слово» Ушинского не только даёт первые серьёзные упражнения логической мысли и речи ребёнка, но и готовит его к изучению естествознания, основательному изучению географии, истории, научной грамматики, то есть является основой для успешного прохождения научных дисциплин в старших классах и университете», - подытожил урок преподаватель Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни Ренат Сайфутдинов

Compressed file

Таким образом, главное, что усвоили участники интерактивного занятия, - это то, что знаменитое «Родное слово» представляет собой гениальный опыт создания русской книги для начальной школы, которая совершенно понятна для ребёнка и полностью соразмеренная с его силами.